54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, по виду «Художественная роспись по дереву»

2018 - 2019 учебный год

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм. Глубокое понимание народным мастером материала позволяет создавать совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами.
И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Народные художественные промыслы входят в особую отрасль современной художественной промышленности, но в, то, же время относятся к декоративно-прикладному искусству. Если раньше народный мастер не имел специального образования, сейчас наше учебное заведение готовит специалистов художественной росписи по дереву. Сувенирные изделия наших студентов пользуются в городе большой популярностью, занимают призовые места на конкурсах различных уровней – от областных до международных, экспонируются на ярмарках и выставках.

Описание специальности                  
Студенты получают общую культурологическую и художественную подготовку + профессионально-практические знания по выбранному профилю обучения. Изучают основы академической живописи, современную шрифтовую культуру, макетирование и моделирование. Осваивают правила работы с цветом и цветовыми композициями. Часть семинарских занятий направлены на развитие творческого мышления и подхода, раскрытие способностей студентов. Обязательная составляющая обучения – практикумы известных мастеров по декоративно-прикладному искусству.
Обучение по специальности предполагает серьезную художественно-культурную и ремесленную подготовку, а также изучение ряда дисциплин, связанных с совершенствованием творческих навыков обучающихся. Студенты изучают декоративно-прикладные ремесла в их историческом развитии и воплощении в материале.
Осуществляется серьезная подготовка к осуществлению самостоятельной педагогической и учебно-методической деятельности. Экономический и социально-культурный блок предметов позволит будущим мастерам с художественным чутьем ориентироваться среди материальных ценностей и находить полезное применение своим разработкам.

Студенты учатся:

  • осуществлять поисковые эскизы, первоначальные композиционные решения;
  • создавать авторские проекты, макеты произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов с учетом технологических требований;
  • создавать произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (изделия из дерева, керамики, металла, ткани, камня, эмали, декоративного пластика, стекла, иконопись, папье-маше, батик и т.д.);
  • изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по классическим образцам;
  • вносить изменения в традиционные образцы произведений декоративно-прикладного искусства и искать новые решения;
  • рассчитывать затраты на производство авторских изделий традиционного и профессионального декоративно-прикладного искусства;
  • обеспечивать качество продукции;
  • формировать и развивать у населения эстетический и тем самым создавать потребительский рынок для реализации изделий декоративно-прикладного искусства;
  • показывать достижения отечественной и мировой художественной культуры, лучшие образцы исторического и современного прикладного искусства;
  • выполнять декоративное оформление интерьеров;
  • руководить коллективом в организациях, связанных с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами;
  • использовать в работе нормативные документы в области культуры и искусства;
  • преподавать дисциплины по профилю в школах, профессиональных лицеях, колледжах.

Произведения народных художественных промыслов в современности обретают особую актуальность. Осознание ценности родной культуры, с одной стороны, и значимости ее в мире – с другой, обеспечивает интерес к декоративно-прикладному искусству со стороны заказчиков. Профессия художника-мастера позволяет квалифицированно и качественно реализовывать художественные проекты как в рамках постоянной работы, так и по частным заказам. Вакансии для выпускников специальности предлагаются как государственными организациями (отделами культуры, домами творчества, школами искусств), так и коммерческими учреждениями дополнительного образования. Выпускник уверенно может пробовать себя в преподавательской деятельности. 

Область профессиональной деятельности выпускников:
Выпускники направления работают на производстве (фабрики росписи по ткани, швейные и конструкторские мастерские). Выступают в качестве частных мастеров-художников. Преподают в художественных школах, средних и высших учебных заведениях. Могут исполнять обязанности привлеченных экспертов по определенным видам искусства, работая «под крылом» аукционных домов или независимых экспертных сообществ. Занимают посты хранителей в музеях декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Квалификация - Художник-мастер, преподаватель  
Срок обучения - 3 года 10 месяцев

Творческий экзамен по специальности:
1 этап: Линейно-конструктивный рисунок с легкой проработкой тона (натюрморт из 2-3 бытовых и (или) геометрических предметов).
Материалы: бумага ватман (формат А2), карандаши, ластик, кнопки. 
2 этап: Композиция: построение орнаментальной композиции на заданную тему. 
Материалы: бумага ватман (формат А3), гуашь, кисти синтетика, линейка, карандаш, ластик.

Обучение бесплатное. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на бюджетные места, имеют право получения среднего профессионального образования на платной основе  по договорам об оказании платных образовательных услуг. 


Преподаватели по курсу
                       ФИО  Категория      Уровень образования 
 Кочкарева Наталья Николаевна       Высшая   Уральский Государственный педагогический университет, 2002 г.                                       

← Возврат к списку